Результаты эксплуатации.
Основной плюс – это доступность полётов и сокращение времени подготовки. Направление ветра роли теперь
не играло. На «Урале» лебёдку можно было отвезти в любую часть поля. На поле я и один товарищ оказывались
через час после выхода из дома (поле я нашёл в 15 мин. езды от гаража). У остальных на дорогу общественным
транспортом уходило около 1.5-2 часов. Летать начинали вдвоём. Один на лебёдке, другой с куполом и с концом
верёвки бредёт, "подгоняемый попутным ветром".
Цикл затяжки занимал от 15 до 40 минут. Разматывались на 500-700
метров. Радиосвязь поддерживалась с помощью раций Bestwill, которые нормально работают только на дальность до 400 метров, дальше
приём неуверенный, это напрягало. После старта и набора 200-300 метров пилот, как правило, пытался что-нибудь
отработать или просто тренировался делать плоские спирали и восьмёрки.Делали наборы по 800 метров, но далеко не улетали,
подбора не было, и после 20 минут полёта товарищи, находящиеся внизу, начинали ругаться и кидать вверх палки :-).
Приземлиться старались метров за 200 от лебёдки по ветру (в смысле, относительно лебёдки). Купол складывался в
«тафетту» (кусок тафетты 3 на 3 метра, который всегда лежит в подвеске). Штука универсальная, как армейская бандана).
Оператор либо третий член команды в это время расправляет и подтаскивает конец верёвки, и всё начинается по-новому.
Эксплуатировали сначала два купола Танго 26 и Навигатор 28. На Танго выставляли 60 кг усилие прокручивания
при смотанном барабане, на Навигатор 45 кг. В дальнейшем от затягивания Навигатора отказались, он требует
аккуратности при выводе. Затягивались круто, +5м/с в начальной стадии, +3м/с в конечной. Меньшие скороподъёмности
на "активке" смысла не имеют. Даже с высоты 300 метров времени на поиски "термика" практически нет. Фрикцион роль
ограничителя усилия выполнял великолепно. Никаких раскачек и рывков не было, даже при порывистом ветре. Зато
фрикциону приходилось не сладко. Дело в том, что диапазона оборотов одной передачи часто не хватает, чтобы
разогнать купол, а потом, когда он "зарубится" на взлётную траекторию, потихоньку выбирать трос. Фактически на
некоторое время барабан вообще может останавливаться, а двигатель продолжает работать. В конце затяжки
температура фрикциона бывало поднималась до 200 градусов. В принципе, нас это не сильно беспокоило, до
следующей затяжки он успевал остывать. Но я совершил ошибку, сделав соединение диска фрикциона с валом
через втулку скольжения, сталь по стали. Через два месяца эксплуатации диск в этом месте намертво приварился
к валу.
При попытке эксплуатировать без фрикциона, сразу получили два обрыва слабого звена на малой высоте.
Хорошо пилот был под Танго, всё закончилось благополучно. Больше судьбу испытывать не стали.
Применение на лебёдке ИЖ-ПС тоже оказалось не слишком удачным. Он весил больше половины всей конструкции
и страшно вибрировал. Отдачей при попытке его завести, можно было травмировать ногу. Ну и, как я уже говорил,
диапазона оборотов двигателя на одной передаче не хватает для щадящего режима работы фрикциона.
Переключать на ходу практически невозможно.
Трос на барабан наматывался небольшой горкой, что тоже было неприятно, хотя укладчик был удлинён до 1.5 метров.
По-видимому, даже на узких барабанах нужно придумывать качающийся укладчик.
|